Аналитическая статья. Опыт и перспективы внедрения футеровочных решений полимерны-ми листовыми материалами сооружений, объектов и оборудования, предназначенных для хранения и транспортировки сыпучих абразивных продуктов, российских предприятий.

26.11.2012
Рассматривая состояние вопроса применения защитных облицовочных покрытий, следует сказать, что подавляющее большинство сегодняшних российских предприятий, начиная с не-больших заводиков по производству асфальтобетона, заканчивая огромными производствами, перерабатывающими и транспортирующими в технологических циклах миллионы тонн сыпучих веществ, только начинает обращать свое внимание на уже утвердившуюся на Западе практику обязательного применения футеровочных покрытий на различных бункерах, емкостях, пересыпных устройствах, самотечных трубах и желобах, грузовых ж/д вагонах и т.д. 

Нельзя сказать, что данный вопрос нов и потому только сейчас начал осваиваться отечественными промышленниками. Специалистам давно известны различные гуммировочные покры-тия, каменное литье, футеровка (в дальнейшем Ф) резиной/полиуретаном, графитопластами, фторопластами, но их использование в данной области крайне ограничено в силу ряда объективных и субъективных причин. В частности, для резин/полиуретанов – это сложность крепежа, низкая задиростойкость, не достаточные антиадгезионные свойства к транспортируемому материалу; фторопласт – относительно дорог; каменное литье и графитопласты – ограниченно технологичны в плане монтажа, имеют низкую ударостойкость. Кроме того, велика инерция сложившегося с советских времен положения дел, когда привычно эксплуатируются стальные или бетонные облицованные сталью сооружения, которые периодически выводятся из работы для текущего заплатного ремонта либо замены, не подлежащей восстановлению части, а также трудоемкого и продолжительного по времени освобождения от заторов продукта. 

Однако ситуация динамично начинает меняться по следующим причинам. 

Во-первых, на отечественном рынке появляются все новые и новые высокотехнологичные материалы – инженерные пластики с не рядовыми свойствами (например, листовые материалы Полинит на основе сверхвысокомолекулярного полиэтилена характеризуется по сравнению с выше перечисленными традиционными, значительно лучшими: ударостойкостью в широком диапазоне температур, «скользкостью», износостойкостью, химической инертностью, антиадгезионными свойствами, низким удельным весом, легкостью монтажа, относительно низкой стоимостью). 

Во-вторых, вместе с материалами приходит и формируется «культура» Ф и эксплуатации футерованного оборудования. 

В-третьих, все более активно проникают на отечественный рынок общемировые тенденции (не только вступление России в ВТО), и связанные с ними требования к любому предприятию по по-вышения эффективности его работы, в частности, за счет повышения эффективности работы оборудования. 

Анализируя представленные на отечественном рынке технологии, а также собственный опыт выполнения работ по Ф. на объектах энергетики, портовых терминалах, добы-вающих и горно-обогатительных предприятиях, предприятиях химической отрасли, мы видим, как большой спрос на материалы марки Полинит и технологию футеровки, так и большой потенциал материала по удовлетворению этого спроса. 

Но видны также и некоторые вопросы. В частности, верхний диапазон эксплуатационных температур для стандартного Полинита +80оС, иногда недостаточен. Выше этой точки, идет быстрое ухудшение характеристик материала, особенно его износостойкости. Нами подготовлена модификация материала с длительной рабочей температурой до 120оС. Отдельные вопросы есть по увеличению параметра ударной вязкости – данная работа сейчас подходит к завершению. 

Вообще следует отметить, что реальные объекты под Ф, зачастую характеризуются некоторым однородным полем действующих факторов (по площади Ф) и соответствующим ему однотипным ма-териалом Ф, и одним-двумя районами (по площади Ф) экстремумов, требующих специфического ре-шения по материалу. Поэтому, на наш взгляд, для полноценного представления указанной технологии на рынке, необходимо вести постоянную работу по модификации и подбору футеро-вочных материалов с целью получения узко специализированных версий, учитывающих конкретные условия применения. 

Часть вопросов Ф принципиально не может быть решена модификацией характеристик футе-ровочных материалов в силу сочетания 2 факторов: 

1) особенность физической, физико-химической природы транспортируемых материалов (высо-кая степень слипания, большая гигроскопичность, высокая вязкость); 

2) конструктивные параметры (углы наклона скосов, диаметры выходных отверстий бункеров, емкостей и пр.) устройств транспортировки сыпучих грузов недостаточны для свободного скольжения продуктов. 

 Часть этих проблем носит ярко выраженный погодный характер (смачивание продукта в дождли-вое время года, примерзание – в зимнее время). 
Для данного спектра задач требуется разработка и применение дополнительных к Ф конструк-тивных и технических решений. Такие работы активно ведутся нашей компанией. Ряд разработок находится в стадии ноу-хау. 

Особенности отечественного заказчика 

Начиная свою работу по развитию направления (Ф материалами Полинит) в отсутствии на отечественном рынке мощного влияния европейских производителей и поставщиков инженерных пластиков, с соответствующей технической поддержкой подрядных подразделений рекомендательной информацией по выполнению этими материалами футеровочных работ (подбор материала, технические решения по креплению и схемам монтажа), ЗАО «Полинит» в короткий срок удалось наработать ряд оригинальных решений, каждое из которых прошло полномасштабную опытно-промышленную проверку в реальных условиях эксплуатации. 

Характерной особенностью данных наработок является естественное их согласие во многих моментах (в силу одинаковости предпосылок к решению задачи) с появившимися сейчас зарубежными рекомендациями по Ф новых и вновь вводимых в эксплуатацию сооружений, не имеющих следов многолетней работы в виде обширной коррозии и эрозии, сквозного износа корпусов, много-численных заплат и пр. неконструктивных элементов, и существенное расхождение с этими рекомендациями по Ф объектов, имеющих значительный износ (импортный опыт предполагает предварительный кап.ремонт подобных сооружений и лишь затем их Ф). 

Надо заметить, что данная особенность обусловлена сложившейся на Западе практикой за-кладки Ф объектов, транспортирующих сыпучие продукты, уже на стадии их проектирования (годы и десятилетия эксплуатации футерованных сооружений в европейских странах, США – свидетельствуют о несомненной экономической целесообразности применения защитных покрытий). Отечественные же заказчики в подавляющем большинстве ставят задачу по Ф уже длительно эксплуатирующихся объектов. Это различие существенно определяет и направляет процесс выработки и апробации технических решений по схемам монтажа и крепления, порядка производства работ, ис-пользуемого при этом оборудования и оснастки, ведь необходимо «влезть» по времени в технологи-ческий перерыв в производственном процессе, выполнить не капитальный, а текущий ремонт оборудования. 

Для примера, наша организация сократила трудоемкость (соответственно и сроки) выполнения работ, в частности, бункеров по сравнению с первыми своими работами в 4-6 раз. На сегодня нами Ф средне изношенного бункера объемом 100-150 м2 выполняется в течение 1-1,5 недели. Ре-альна и в ближайшее время будет решена задача по сокращению этого срока в 2 раза. Для сравне-ния, срок Ф нового (или после кап.ремонта) составляет ~ 4-5 дней. 

Экономика должна быть экономной. Плоды экономии. 

Кроме прочего отметим также, часто при подходе к Ф, со стороны потенциального заказчика есть желание сэкономить на данном мероприятии путем разработки технического решения и выполнения непосредственной работы своими силами, закупив подходящий, на взгляд клиента, мате-риал. 

Являясь профессионалами по данному направлению (футеровка бункеров, емкостей, прочих транспортирующих устройств), мы предостерегаем от такого подхода по следующим причинам: в своей работе мы в обязательном порядке учитываем и прогнозируем: 
- локализацию критичных зон (зон повышенного износа и зон налипания, провоцирующих сводообразование); 
- интенсивность абразивных и ударных нагрузок, обуславливающих соответствующий подбор минимальных толщин и материала защитного покрытия на разных участках футеруемого объекта, конструкцию крепежа; 
- состояние поверхности (степень его текущего износа), что отражается в выборе соответствующей схемы монтажа; 
- работа по Ф – это специфический вид работ, подразумевающий, как наличие определенных специфических навыков и знаний у рабочего персонала, так и специфического оборудования для его производства. 

В конечном счете, грамотное профессиональное техническое решение и его воплощение позволяет действительно повысить эффективность работы конкретного оборудования, снизить эксплуатационные затраты, связанные с его ремонтами и простоями, а также с предупреждением и ликви-дацией заторов, минимальными средствами. Непрофессиональное решение может оказаться, во-первых, существенно более дорогим и, во-вторых, совершенно неэффективным.

← Назад к списку новостей